МБОУ "Мохченская СОШ им. Героя Советского Союза А.Г. Хатанзейского"
с. Мохча, Ижемский район, Республика Коми
  • Профилактика аутоагрессивного (суицидального) поведения

    Суицид – умышленное самоповреждение с летальным исходом. В России частота суицидов среди молодежи за последние два десятилетия удвоилась. 30% юношей и девушек в возрасте 14–24 лет испытывают суицидальные мысли, 6% парней и 10% девушек совершают попытки. По данным официальной статистики, ежегодно около 2800 детей и подростков (5–19 лет) погибают от самоубийства, не учитывая попыток. 12,7% умерших от неестественных причин – это самоубийства. За последние пять лет покончили с собой 14 157 несовершеннолетних. Основные причины: семейные конфликты (62%), насилие со стороны взрослых, конфликты с учителями, одноклассниками и друзьями, а также безразличие окружающих.

    Родители обучающихся (законные представители) при выявлении суицидальных признаков (в пресуицидальный период) и аутоагрессивного поведения у обучающихся:

    1. Оказывают психологическую поддержку своему ребенку, оказавшемуся в объективно или субъективно трудной жизненной ситуации.

    2. Обращаются к специалистам для получения неотложной психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку.

    3. Выполняют рекомендации специалистов, направленные на неотложную помощь обучающемуся и/или реализацию плана (программы) психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка.

    4. Сотрудничают со специалистами в реализации плана (программы) психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка.

    Алгоритм действий родителей (законных представителей) в случае выявления суицидальных признаков и аутоагрессивного поведения
    1 этап. Раннее выявление признаков аутоагрессивного поведения, влияющих на возникновение и фиксацию различных форм самоповреждающего или саморазрушающего поведения.
    Признаки аутоагрессивного поведения: мысли, высказывания, планы, угрозы, попытки. Подростки часто действуют импульсивно, демонстративно или из-за шантажа. Родителям нужно быть внимательными к ребенку, когда он говорит о плохом самочувствии, внутренних переживаниях или проявляет признаки аутоагрессии. Обращайте внимание на слова, указывающие на снижение ценности жизни, утрату смысла или нежелание жить, например: «хочу заснуть и не просыпаться», «устал(а) от жизни», «не хочу ничего», «без меня всем лучше», «моя жизнь бессмысленна».

    Признаки суицидального поведения у детей:

    • Резкое изменение поведения: потеря интереса к увлечениям, увеличение времени в интернете, установка паролей на устройствах, «зависание» в соцсетях, уход из дома.

    • Физические повреждения: раны, порезы, фотографии самоунижения в соцсетях.

    • Высокий риск суицида: предшествующая попытка, суицидальные угрозы, тяжелая реакция на стресс, одиночество, недостаток поддержки, фантазии о смерти, примеры суицида в окружении.

    Действия родителей:

    1. Обратиться к психологу или позвонить на телефон доверия (8-800-2000-122, 576-10-10).

    2. Принять предложение очной консультации со специалистом.

    3. Наблюдать за подростком, обсуждать его переживания, учить использовать юмор для разрядки напряжения.

    4. Контролировать время в интернете, изучать круг общения и комментарии.

    Важно: Дети часто отрицают намерения совершить суицид, объясняя свои действия розыгрышем.

    2 этап. Психолого-педагогическое и при необходимости медикаментозное сопровождение подростков «группы риска» аутоагрессивного или суицидального поведения

    В случае обнаружения у подростка склонности к саморазрушительному или суицидальному поведению, а также при обращении за помощью к специалистам, проводится совместная работа с целью выявления и устранения возможных причин и факторов, способствующих возникновению подобных проявлений.

    Для подростка и его родителей организуется психокоррекционная и психотерапевтическая поддержка, направленная на повышение уровня личностной зрелости. Участие родителей в процессе оказания помощи подростку способствует повышению её эффективности.

    3 этап. Оказание медицинской и психолого-педагогической помощи подросткам с нарушениями поведения и предупреждение рецидивов аутоагрессивного и суицидального поведения.
    Предотвращение новых попыток самоубийства среди несовершеннолетних. Создание условий для успешной социальной адаптации, продолжения обучения, а также проведение семейной психотерапии для родителей с целью изменения подходов к воспитанию подростка и улучшения семейных отношений.

    ДЕСЯТЬ ОБЩИХ ЧЕРТ СУИДИДА 

    1. Основная цель суицида — найти выход из ситуации.

    2. Основная задача суицида — прекратить существование.

    3. Основной мотив для совершения суицида — невыносимая душевная боль.

    4. Основной фактор, провоцирующий суицид, — неудовлетворённые психологические потребности.

    5. Основная эмоция, испытываемая при суициде, — беспомощность и безысходность.

    6. Отношение к суициду обычно двойственное.

    7. Психическое состояние при суициде характеризуется сужением мышления.

    8. Основная стратегия — бегство от реальности.

    9. Основное действие — сообщение о намерении совершить суицид.

    10. Суицидальное поведение обычно соответствует общему стилю жизни.

     СТРАТЕГИЯ ПОМОЩИ

    1. Слушайте внимательно. Не пытайтесь утешить словами вроде «всё не так плохо, вам станет лучше, не стоит этого делать». Позвольте ему высказаться. Задавайте вопросы, слушайте внимательно.

    2. Обсуждайте открыто. Открытое обсуждение планов и проблем помогает снизить уровень тревожности. Не бойтесь говорить об этом — многие люди чувствуют неловкость, говоря о своих проблемах (особенно о самоубийстве), и это проявляется в отрицании и избегании этой темы. Беседы не могут ухудшить состояние клиента, в то время как избегание этой темы увеличивает тревожность и подозрительность к психологу.

    3. Будьте внимательны к косвенным признакам. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьёз. Подростки часто отрицают, что говорили серьёзно, пытаются высмеивать психолога за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что вы принимаете их всерьёз.

    4. Задавайте вопросы, обобщайте, проводите рефрейминг — «такое впечатление, что ты на самом деле говоришь о…», «большинство людей задумывались о самоубийстве…», «ты когда-нибудь думал, что совершишь это?». Если вы получаете утвердительный ответ, переходите к конкретике: «Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмёшь? Что тогда произойдёт? А что, если у тебя дрогнет рука, и ты промахнёшься? Кто тебя найдёт? Ты думал о своих похоронах? Кто на них придёт?». То, что скрыто, должно стать явным. Помогите подростку открыто говорить о своих намерениях.

    5. Подчёркивайте временный характер проблем. Признайтесь, что его чувства очень сильны, проблемы сложны — узнайте, чем вы можете помочь. Поскольку он вам уже доверяет, узнайте, кто ещё может помочь ему в этой ситуации.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике